Блог

02.02.2024

Автор: Куркин Петр

Мастерский отчет зимней смены «Гарри Поттер и Дары смерти»

В начале работы над сменой, мы обратили внимание на тему атомизации общества и провели некоторый ресерч проблемы доверия в нашей стране.

Нам удалось выяснить, что 80% наших сограждан не пустят домой посторонних людей и не станут обсуждать с ними семейные проблемы или критиковать власть. Только 23% россиян согласны с тем, что большинству людей можно доверять. Для сравнения: в Германии таких 45%, а в Норвегии — 74%. 

Существуют исследования, которые показывают, что увеличение уровня доверия в России с 25 % до 63 % приведёт к росту на 69 % ВВП на душу населения. При этом уровень доверия можно изменить: этот уровень определяется врождёнными факторами лишь на 5 % — 20 %.

Мы решили не рассматривать вопрос доверия между близкими друзьями или членами семьи: такого рода связи не совсем «наше дело», но поговорить с ребятами о доверии с далекими связями, о доверии в обществе, нам показалось важным. 

В работе мы также использовали книгу социолога Эдварда Бенфилда «Моральные основы отсталого общества». Бенфилд в 1954-1955 годах жил в городке Кьяромонте на Юге Италии и пытался разобраться, почему жители города так бедны, больны, несчастны, а самое главное – почему это не меняется. 

Бенфилд с женой провели 70 интервью и сформулировали этос Кьяромонте, а также ценностные ориентиры его жителей. Вот, например, цитаты из этих интервью: 

«Я всегда избегал политики. Политические партии все одинаковые». «Мне своих забот хватает». «Чего-то добиться можно только с помощью взяток и знакомств. В люди выбиваются те, у кого есть связи». 

Кьяромонте похож на современное российское общество не только отдельными высказываниями его жителей, но и ценностными установками. Главную такую установку Бенфилд сформулировал так: 

Добивайся максимальной краткосрочной материальной выгоды для своей нуклеарной семьи; исходи из того, что все остальные поступают также. 

Бенфилд придумал для этоса Кьяромонте специальный красноречивый термин – «аморальный фамилизм». 

Бедность и равнодушие жителей, а также некоторая историческая необходимость, породили в Кьяромонте тотальное недоверие. Проблема так серьезно укоренилась в менталитете жителей городка, что ее не удалось искоренить и по сей день: город с тех пор опустел больше, чем на половину. 

Книга Бенфилда и статьи современных социологов, например, Григория Юдина, помогли нам разобраться как с механизмами и причинами появления недоверия в обществе, так и с методами борьбы c этим недоверием.  

Специалисты указывают, что для возникновения доверия недостаточно изжить бедность, скорее даже, это не совсем то, что могло бы решить проблему. 

Для изменения атомизации общества необходимо улучшать социальную жизнь, задействовать жителей в разнообразных активностях, например, выпускать местную газету или создать футбольный клуб, который объединит вокруг себя людей. 

Нужно повышать чувство ответственности за свою землю, свой родной дом. А для этого необходимо создавать органы местного самоуправления и давать им реальные возможности, которые позволят людям поверить, что от них что-то действительно зависит. 

Еще одним важным фактором повышения уровня доверия в обществе является возникновение горизонтальных связей, сплочение вокруг понятной всем единой проблемы, которая вызывает потребность в сплочении. 

На нашей смене мы говорили с ребятами о важности доверия, о его необходимости. Мы выяснили, что доверие – залог счастливого и богатого общества. 

И если создать условия для построения доверия задача скорее невозможная, то подготовить ариаднят к обществу, где люди склонны друг другу доверять, мы, как нам кажется, смогли. 

Таким образом, идея нашей игры была сформулирована следующим образом: формировать общество, основанное на доверии. 

Поскольку сеттингом нашей игры была последняя книга из серии романов о Гарри Поттере, материал нам достался максимально подходящий. Дело не только в том, что во всем цикле вопрос доверия имеет большое значение (вспомните хотя бы историю Питера Петегрю), но и в том, что в Дарах Смерти фактически идет новая магическая война, где каждый должен быть предельно осторожен в вопросах доверия. 

Для создания атмосферы атомизации в Хогвартсе мы решили заострить эту проблему через использование заклинания Империуса. Это заклинание, придуманное самой Роулинг, является запретной чарой и подчиняет волю своей жертвы. Мы заранее рассказали нашим игрокам, что в школе многие профессора и ученики находятся под действием этого заклинания. Естественно, оказаться под его действием можно было и во время игры. Таким образом, персонаж никогда не знал, кто, собственно, перед ним находится: честный союзник в борьбе со злом или слуга этого самого зла с подчиненной волей. 

Чтобы актуализировать проблему доверия, мы попросили у каждого игрока создать себе три секрета. 

Эти секреты можно было передавать только студентам других факультетов (помните, что в нашем фокусе находились дальние социальные связи). 

Если персонаж передавал свой секрет на хранение другому, он получал некоторую защиту и увеличение уровня своего здоровья. Однако если этот секрет передавали представителям темного лорда, автор секрета подвергался риску наложения на него империуса: чтобы подчинить чужую волю, нужно знать секрет того, чью волю подчиняешь. 

Таким образом, игроки вставали перед выбором: довериться кому-то, чтобы получить дополнительную защиту, но подвергнуть себя некоторой опасности или не доверять никому. 

Помимо этого, в школе работала Карта Мародеров. Эта огромная карта висела в самом центре школы. Если персонаж получал чей-то секрет, он должен был отметить на специальной карточке автора секрета и повесить его на эту карту. Каждые два часа хранитель секрета должен был подходить к автору, проявлять заботу о нем и менять положение карточки автора. Так мы хотели показать, что доверие – это деятельное явление, некоторый труд с обеих сторон. 

По правилам игры, если все студенты Хогвартса оказались бы на Карте Мародеров (то есть, каждый студент отдал бы хотя бы один свой секрет другому студенту), а также все карточки секретов были бы своевременно передвинуты хранителями секретов, запустилась бы защита Хогвартса. К сожалению, этого, как можно догадаться, не произошло. 

Особую роль играли личные истории профессоров. В начале игровых событий профессора были максимально атомизированы, одиноки, растеряны. Это были персонажи, которые уж точно никому не доверяют, потому что в школе стало небезопасно. Игрокам предлагалось решить эту проблему через доверие профессорам, помощь в их непростых проблемах, связанных с магической войной. 

Если студенты открывались профессорам, то их история получала развитие и приходила к нахождению крестража – части души Темного Лорда.

Проблема уничтожения этого темного артефакта требовала проведения специального ритуала, в игре он назывался Ритуал Фидуция (от латинского fiducio, доверие), однако при разработке мы называли его «ритуал коллективного действия». В нашу мастерскую задачу входило создание такой проблемы, которую невозможно решить в одиночку. Для разрушения крестража необходимо было довериться людям вокруг и совершить это самое коллективное действия – ритуал. 

Мы намеренно продумали драматургию игры так, чтобы все крестражи были найдены к финалу игры, когда в школу пришел сам лорд Волан-де-Морт. Это позволяло нам создать финал, в котором все игроки собираются в одном месте, чтобы провести множество ритуалов коллективного действия ради победы сил добра. 

Как только эти ритуалы были проведены и все крестражи уничтожены (это, кстати, не было задумано как обязательное условие, какие-то крестражи могли остаться не уничтоженными, если бы игроки не справились), появился сам темный лорд, который продемонстрировал всем «убитого» Гарри Поттера. И тогда всем ученикам было предложено провести заключительный для игры ритуал – всем вместе. Это тотальное коллективное действие вернуло Гарри к жизни, а тот, в свою очередь, победил Волан-де-Морта: точно таким же способом, как в книге Роулинг. 

Отдельно хотелось бы упомянуть небольшой эксперимент, который мы провели ради того, чтобы заострить нашу идею. Еще до смены мы предложили ариаднятам поучаствовать в удаленной игротехнике. И в нашей игре, действительно, были персонажи, находящиеся где-то далеко: в Лондоне, во Франции или Румынии. Эта идея не только позволила поучаствовать в смене тем, кто находится не в России или не мог поехать на смену, но и помогла взглянуть на вопросы доверия с необычной стороны. Персонажи удаленных игротехников тоже просили у студентов поделиться с ними секретами, довериться им. Это было сделать сложнее, ведь одно дело студент соседнего факультета, а другое – гоблин из банка Гринготтс, например. Однако, часть студентов все же доверялась этим персонажам, а в финале игры, после гибели Темного Лорда, мы вывели на экран обращения от удаленных игротехников, где они поблагодарили студентов за доверие и напомнили, что тоже являются ариаднятами, как и все, присутствующие на смене оффлайн. 

В финале этой смены мы подарили всем участникам значки с надписью «ариадненок». Все это было сделано, чтобы напомнить ребятам: они не только не одни, но и могут довериться большому количеству людей вокруг них, а если захотят совершить коллективное действие – то рядом всегда есть те, кто поможет в этом. 

Вот так завершилась наша большая серия игр о Гарри Поттере. Спасибо большое всем, кто доверяет нам. Спасибо тем, кто вложил свою лепту во всю эту серию. Спасибо тем, кто делал эту смену – она получилась прекрасной. Спасибо нашим игрокам – любимым ариаднятам. До новых встреч!

Другие публикации

Подпишись на нашу рассылку

Спасибо!