Блог

Мастерский отчет. "Ведьмак. Финал"

Через игры мы всегда стремились организовать рефлексию окружающей действительности, поговорить с детьми о происходящих событиях и осмыслить реальность. Современная российская нормальность вызывает множество вопросов, но их обсуждение рискует вступить в противоречие с существующим законодательством. Таким образом, мы решили обсудить сам вопрос этой «нормальности», исследовать «норму» как явление. Почему она такая? Что за ней стоит? Стоит ли стремиться к этой норме? В своей книге «Идентичность. Стремление к признанию и политика неприятия» американский философ Фрэнсис Фукуяма исследует, как желание человека быть признанным и иметь равные права, становится средством для манипуляций со стороны власти и общества. Фукуяма отмечает, что совсем недавно для каждой личности на одно из первых мест вышел вопрос «кто я такой?». Попытки ответить на этот вопрос и, самое главное, отсутствие понятного ответа на него, становятся причиной серьезных социокультурных процессов. Виктор Вилисов в главе «Быть нормальным» своей книги «Постлюбовь» ясно очерчивает происхождение этого феномена: разделение людей на нормальных и нет. Вилисов отмечает, что «ненормальное» подвергается критике и исследованиям, в то время как природа «нормального» занимает гораздо меньше общественного внимания, а, тем не менее, именно она делает многих людей несчастными. Диктат нормы дарит одним людям привилегии, ущемляя права других. Как отмечает Фукуяма, этим все чаще пользуются власти, предлагая свои ответы на вопрос «кто я?». Запутавшийся человек, встретившийся лицом к лицу с многообразием мира вокруг, нуждается в своем ответе, но дать его – значит совершить тяжелую внутреннюю работу. Иногда готовый национальный ответ выглядит привлекательнее и понятнее, но, к сожалению, он не делает людей счастливее. Используя механизмы дисциплинарной власти, о которой писал Мишель Фуко, общества навязывают людям ценности и паттерны поведения, которые очевидным образом не подходят каждому. Противоречие между навязываемой нормой, самоощущением и самопознанием и, в конечном итоге, здравым смыслом, показалось нам важной темой для исследования через ролевую игру.

Каждое утро элита Новиграда озвучивала норму, состоящую из нескольких характеристик. Всего этих характеристик в игре было 36, каждый персонаж в рамках игры на локации мог их получать и терять через переживание остроэмоционального опыта. Локации мы называли «идентичностями» (Ведьмаки, Друиды, Вампиры, Чародеи и так далее), у каждой идентичности была собственная норма: носитель восьми характеристик считался идеальным представителем идентичности. Когда элита выступала с назначением нормы «на сегодня», часть персонажей оказывалась подходящей этой норме (они обладали необходимыми характеристиками), а бОльшая часть персонажей оказывалась за границами нормы. Идентичности, выброшенные за рамки нормы города, теряли существенные игровые средства и были вынуждены соблюдать репрессивные правила этикета. Носитель всех характеристик «сегодняшней нормы» становился «идеальным новиградцем». Городские власти всячески поощряли такое поведение и прямо озвучивали, что сила города в том, чтобы его жители всегда находились в норме, а сама норма нужна, чтобы город не пал под натиском внешнего врага – Нильфгаарда.

Персонажи нашей игры постоянно оказывались перед выбором: стремиться соответствовать характеристикам собственной идентичности или стараться соответствовать городской норме, которая менялась каждый день.

Основные игровые конфликты вращались вокруг взаимодействия с элитой: эта игротехническая группа исследовала город, его настроения, общалась с жителями и каждый день устраивала Званый Вечер, на который приглашала наиболее активных жителей. Там персонажи могли поговорить с элитой города, попросить ее назначить выгодную персонажу норму и попробовать сблизиться с элитой. После элита голосовала за характеристики и выбирала из них норму на следующий день.

С течением игры репрессивность нормы становилась все заметнее, у идентичностей, не попавших в городскую норму, сокращались игровые средства, пока, наконец, некоторые идентичности не испытали серьезные трудности со своей основной деятельностью: чтобы безболезненно ее продолжать, требовалось подключение элиты и возведение идентичности в норму города. Это вызвало настоящую бурю эмоций не только у персонажей, но и у игроков – нормально играть в свою любимую локацию не получалось, приходилось заниматься совсем не теми вещами, на которые игроки рассчитывали.

Тем временем, в игре стали появляться Странники – настоящие нильфграадцы, которые не преследовали целей разрушения или захвата Новиграда. Мнимая война, о которой персонажам говорилось в течение всей игры, оказалась постановкой: специально нанятые иерархом города наемники играли роль грозных солдат Нильфгаарда. На деле Нильфграард не занимался такими вещами и хотел совсем иного. Странники пытались предложить персонажам новую характеристику - «человек мира». Если бы персонажи возвели эту характеристику в норму города при помощи элиты, репрессивность нормы перестала бы действовать на город: для всех его жителей нормой стало бы многообразие.

Но персонажи не смогли довериться странникам, узнав, что они прибыли из Нильфгаарда. Ложь иерарха оказалась слишком сильна и не дала возможности жителям Новиграда выслушать странников и довериться им. Вместо этого жители города устраивали бунты, которые заключались в больших и громких шествиях, стихийно начинающихся и также молниеносно заканчивающихся.

В финале игры иерарх пожурил своих граждан за волнения и провозгласил норму, которая отныне не будет меняться никогда. После этого иерарх попросил проголосовать жителей «за» и «против» нормы. К удивлению и разочарованию иерарха Химмельферта (и к нашей радости, конечно), персонажи с огромным перевесом проголосовали против нормы. Но это голосование ни к чему не привело: так как характеристика «человек мира» не попала в финальный список нормы, иерарх принял единоличное решение об установлении нормы в Новиграде на века вперед. После финальной сцены, мы включили аудиозапись с тезисами из современной каждому подростку нормы и предложили проголосовать и за нее тоже. Но и тут участники нашей игры высказались едва ли не единогласно – норма не нужна.

Игра получилась эмоциональной и вывела многих участников на действительно глубокие выводы. Пришлось иметь дело и с теми, кто стал опасаться за потерю своих социальных привилегий и впал в достаточно агрессивное состояние отрицания очевидных вещей. В общем, случилось много полезного. Мы надеемся, что участники нашей игры как минимум перестанут сравнивать себя с кем-то или стремиться к «чужим характеристикам», как максимум – будут помнить, что норма имеет репрессивную природу и призывы соответствовать ей стоит воспринимать с долей скептицизма.

Я благодарю наших мастеров, которые организовали разговор на такую сложную и противоречивую тему, великолепных игротехников и всех наших игроков. Мы знаем, что эта игра еще долго будет с вами, и, чем старше вы будете становиться, тем более четкие очертания ее смыслов будут проступать в вашем сознании. До новых встреч!

Другие публикации

Подпишись на нашу рассылку

Спасибо!