Блог

Мастерский отчет смены “Аниме. Титаны Ребелио”

Второе лето продолжается история нашего авторского сеттинга по мотивам “Атаки Титанов”. Пришло время расширить вселенную и обратиться к другой стороне противостояния, назревшего на прошлой второй смене 2023 года. Тогда мир только начал приоткрываться жителям королевства, и стало известно, что люди живут и вне стен.

В этот раз действия ролевой игры развернулись в городе Ребелио, небольшой части Марлийской Империи, но важной стратегической точке. В город как раз прибыл дирижабль, на котором воины Марли доставили похищенную силу Титана Прародителя и некоторых жителей королевства, согласившихся отправиться в новый мир с ними. Теперь жителям города предстояло взвалить на себя бремя изучения и скорейшего применения огромной силы для Империи. Ниже расскажем, о чем третья часть цикла, "Титаны Ребелио".

В оригинальном произведении Хадзиме Исаямы сторона Марли и город Ребелио явно вдохновлены различными историческими реалиями первой половины и середины 20 века. В марлийцах и элдийцах в городе, легко узнаются образы народов, которые по очереди сменяли друг друга в ролях агрессора, угнетателя и жертвы, людей “второго сорта”. Такое положение было продиктовано событиями внутри художественного мира, военными преступлениями и феноменом коллективной вины. Поэтому для нашей игры о Ребелио мы сосредоточились над тем, чтобы предоставить участникам опыт реализации личной и коллективной ответственности в мире, где транслируется коллективная вина целого народа.

Коллективная вина в нашем прочтении - это токсичная конструкция, которая парализует ответственность или наоборот вызывает отрицание какой-либо ответственности за деяния группы, к которой относится персонаж. Чтобы выстроить путь освобождения от такого взгляда на вещи и приблизить участников к адекватной реализации ответственности в игре, мы обратились к философу Карлу Ясперсу, который и описал этот “путь очищения” в своем труде “Вопрос о виновности”.

Главная модель, передающая задуманный опыт, строилась на том, что у каждого жителя города было бремя. Материально бремя - повязка на руке с 4 кармашками. В бремя попадали 2 вида предметов - камни и песок.

Камни брали в бремя те, кто собирался совершить важный поступок, взять задачу, роль. Не сложно догадаться, что взять камень в бремя означало взять на себя ответственность. Это происходило чаще всего на профессиональной локации или в суде. За невыполненную задачу или плохо выполненную, камень в бремени превращался в песок. С песком в бремени брать самостоятельно камни было невозможно. Только если за тебя камень брал другой человек.

При этом, элдийцы, в виду жестоких преступлений предков, использовавших силы титанов для завоеваний, были как раз “виновны” на постоянной основе и каждое утро игрового дня получали песок в бремя. Они были ограничены в действиях, так существовала дискриминация в игровом мире.

Модель предполагала сменяемость положений, мы назвали это “токсичным циклом”. Сторона, которой транслировалась коллективная вина, бунтовала, совершала насилие в ответ на дискриминацию, возвращая себе роль агрессора. В игре так и случилось: элдийское сопротивление пришло к власти в Ребелио, и песок стали получать на регулярной основе теперь уже марлийцы. Выйти из цикла никому не удалось.

У участников был альтернативный путь, путь “очищения”, на который по итогу встало два десятка игроков, а прошло почти полностью трое. Если таких игроков было бы больше - народам удалось бы освободиться из токсичного цикла.

Путь начинался с интереса к загадкам города. У каждого места службы находились непонятные голубые таблички, рядом с которыми каждый элдиец (а в дальнейшем и человек любой национальности) мог оставить вопрос об этом месте. И стена отвечала. Тем, кто задавал много вопросов, попадали в Пути.

Пути - трансцендентное пространство, в котором хранилась память о городе. О поступках элдийцев и марлийцев, созидательные и бесчеловечные, конкретные даты и имена, забытые или скрытые в силу разных обстоятельств.

Далее Пути предлагали игроку взять частичку “памяти” о том месте и событии, к которому у него был интерес, и сделать с ней что-то в игровом мире. Написать статью, включить в мероприятие, построить памятник и пр. После того как элдиец увековечил эту память - табличка заполнялась текстом, который видели все, и также ему предлагалось разделить бремя, дав каждому кармашку символ и значение. Игрок с разделенным бременем мог избавляться от песка, если получал его.

В зависимости от причины получения песка в бремя, мастера предлагали игроку сделать что-либо, что отражало бы ответственность персонажа за свой поступок, или проявить ответственное отношение к поступкам предков. Если игрок совершал что-то обоснованное и разумное, его песок из грязного становился белым.

Вот примеры действий, которые придумали игроки:

  • остановить миссию по захвату территории острова с местными жителями;
  • нарисовать плакат, на котором попросить прощения за притеснения одного народа другим;
  • создать художественное высказывание с осмыслением темного прошлого своего народа и т.п.

Белый песок и белые камни, которые получили некоторые игроки, символизировали конструктивную вину и такую ответственность, с помощью которых можно было совершить ощутимые в игровом мире преобразования.

Первое и единственное преобразование, которое успели совершить игроки - строительство электростанции, которая помогла восстановить заброшенный бедный район беженцев, дать им работу и ресурсы для лучшей жизни.

Будем надеяться, что опыт освобождения от коллективной вины не пригодится ариаднятам в полной мере в жизни, но теперь они знают больше о том, как возможно реализовать личную и коллективную ответственность в сложной социальной обстановке, и не стать узником токсичного цикла.

Мы благодарны всем, кто активно играл, создавал события, был игротехником, даже вопреки сложностям, поддерживал хрупкий игровой мир и не разрушал его. Под конец игроки стали активны и изобретательны, жаль, что не всем планам удалось реализоваться полностью.

Финал истории о Ребелио был предрешен: на город напал Атакующий титан и Прародитель покинул город вместе с Зиком Йегером, который разуверился в элдийцах, приняв за единственную правду и их участь коллективную вину. С этого момента обострение между Парадизом и Империей Марли дало новый виток и получило развитие уже на следующей смене, о которой вы также сможете почитать в нашей группе.

 

Другие публикации

Подпишись на нашу рассылку

Спасибо!