Блог

Советы вожатым лагеря

В рамках этой статьи мы разберем несколько советов для начинающих вожатых в лагере.

Детский оздоровительный лагерь – это пространство, в котором важно установить дисциплину, атмосферу доброжелательности и взаимного уважения, а также организовать интересный и запоминающийся летний отдых для детей.

1) В первую очередь, нужно помнить, что роль вожатого – это роль наставника, а не учителя, надзирателя или психологического консультанта.

В отношениях с участниками смены важно установить взаимное уважение. Оно позволит эффективнее работать с коллективом, выстроить отношения, основанные на доверии. Уважения невозможно достичь, если:

А) Вожатый выстраивает «злой» авторитет, т.е. организует дисциплину и работу с отрядом по средствам устрашения, повышения голоса, угроз и прочего.

Б) Вожатый выстраивает «дешевый» авторитет, т.е. для достижения педагогических целей допускает уступки в следовании правилам лагеря, сильное сближение с участниками смены и прочее.

В Нити Ариадны мы общаемся с детьми на «ты». Это важно для выстраивания нужных отношений, достижения необходимой дистанции между ребенком и педагогом. Важно, что вожатый при этом не должен становиться приятелем, а все еще находится в позиции воспитателя (в хорошем смысле этого слова).

2) Вожатый должен хорошо знать гимн лагеря, а также песни, которые имеют ключевое значение для программы. Лучше выучить их до того, как наступит первый день смены. Если педагог не знает какого-то текста, ему не стоит ожидать, что дети в его отряде смогут этот текст выучить.

3) Если в рамках какого-то мероприятия Вам предстоит выделить одно из детей вашего отряда, опираться можно на следующие критерии: Наличие лидерских качеств; Культура общения; Стремительное развитие ребенка на протяжении смены или нескольких смен; личностные победы; серьезный вклад в работу над собой; Бережное отношение и свой вклад в атмосферу лагеря; Ребенок являлся помощником вожатых в тех или иных вопросах; Соблюдение дисциплины и режимных моментов.

Этими же критериями можно руководствоваться при выборе ответственного за те или иные задачи в организации отрядной деятельности.

4) Если в вашем лагере не используется педагогический дневник, заведите его самостоятельно. Это особый внутренний документ вожатых-напарников, в котором они ставят задачи на день и анализируют их достижение, делают важные пометки относительно детей и коллектива. Пед. дневник обычно проверяется руководителем программы или старшим педагогом, чтобы оценить педагогическую работу пары. Дневник – полезный документ, значительно облегчающий работу с детским коллективом.

5) Следите за тем, чтобы в ходе Тихого часа дети находились только в своих (!) комнатах, желательно на кроватях. Скажите им, что спать в это время необязательно, но обязательно соблюдать тишину. Если в коридоре слышен шепот или другие посторонние звуки – виновным лучше сделать предупреждение. Если проступок повторяется – сделать дисциплинарное взыскание. В Нити Ариадны, как правило, применяется снятие баллов мотивации. Если Вам кажется, что определенный проступок является исключением, обговорите это со старшими коллегами.

6) Отбой - это порог, после которого дети уже не могут ходить по коридору и заниматься любыми делами. Они должны находиться у себя в кроватях, с чистыми зубами и вымытыми ногами, в одежде для сна. Свет в комнатах в это время уже выключен. Можно тихо переговариваться (в рамках разумного, например, первые полчаса), но в коридоре должна быть тишина.

7) Перед планеркой напишите в педагогическом дневнике анализ прошедшего дня. В него внесите самые важные итоги работы с отрядом за день, события, произошедшие в коллективе и результаты прошедших мероприятий. Заготовленный анализ позволит вам сэкономить время во время планерки и не растягивать свою речь, лишая тем самым коллег минут отдыха.

8) За день до отъезда подготовьте заборинки. Вывесите их ночью рядом с комнатами детей и подпишите их именами. Заборинки – это места для пожеланий и контактов, это памятный сувенир, который ребенок привозит домой. Часто ребята с теплотой хранят их дома, многие вешают на стены. Детям следует объяснить, что заборинки – место добрых пожеланий и теплых воспоминаний, негатив, критика и, тем более, оскорбления, неприемлемы. Вряд ли кому-то будет приятно привезти домой забор с задевающими словами. Пусть это понимает каждый.

9) Если вы заготавливали какой-то ручной реквизит в ходе подготовки программы, хорошей идей будет разыграть его на аукционе в последний день, если не жалко. Аукцион - это мероприятие, в ходе которого ребята «покупают» вещи с отрядки: то, что готовили к смене вожатые и делали на смене сами ребята. Валюта может быть самой разной: марки автомобилей, европейские столицы, персонажи какого-либо произведения. Кто назвал последний – тот и победил. Есть и другие правила подобных аукционов, можно найти их в сети.

10) В лагере всегда есть методический кабинет. Это отрядка вожатых, место сбора, место расположения организационной техники, место проведения планерок. Ее важно содержать в чистоте, бережно относится к технике, которая в методе находится. Если вы приносите в метод личные вещи, убедитесь, что они находятся вне рабочего пространства и не мешают Вашим коллегам. Залог успешной организации метода – коллективное понимание необходимости содержать его в чистоте.

Другие публикации

Подпишись на нашу рассылку

Спасибо!