Блог

Общие принципы игровых смен в лагерях

В этой статье мы рассмотрим, на чем строится игровая смена в детском оздоровительном лагере. Статья основана на материалах книги Б.В. Куприянова «РОЛЕВАЯ ИГРА В ДЕТСКОМ ЗАГОРОДНОМ ЛАГЕРЕ».

Игровой смена подразумевает, что на протяжении всех недель отдыха в лагере происходит какой-то игровой процесс, направленный на достижение педагогической цели. В случае Нити Ариадны это форма большой ролевой игры.

В первую очередь, рассмотрим, на какие периоды делится игровая смена и что способствует ее развитию.

Первые три дня смены называются организационным периодом. В этот промежуток каждый ребенок постепенно привыкает к обстановке лагеря, своему временному коллективу, а также осваивает программу. К моменту окончания орг. периода, участник должен хорошо знать территорию базы лагеря, помнить имена всех вожатых, иметь представление о своей деятельности в ходе смены. Наиболее важной задачей первых трех дней является формирование позитивных ожиданий от игры, отряда, деятельности и себя у участника.

Следующий этап - включение в игру. В течение 2-3 дней участники получают первый игровой опыт и осваивают игру. В этот промежуток вожатому необходимо убедится, что все дети в его отряде знают правила и помнят расположение игровых локаций. Также в этот период участники анализируют опыт своих игровых взаимодействий и формируют представление о том, как решать игровые задачи.

В течение 6-7-го дней происходит так называемое "оформление индивидуальных проектов". Анализируя и закрепляя позитивный опыт участие ребят в игре-эпопее, вожатые формируют у каждого из участников стремление проявить себя. Одна из форм достижения этой задачи - индивидуальные цели. В ходе отдельного мероприятия каждый ребенок формулирует цель, которую хочет достигнуть в течение смены. Вожатые обсуждают с ребенком формулировку и решают, какими способами тот сможет достичь своей цели.

Наиболее интенсивный период игры приходится примерно на 8-12 дни. В это время каждый участник понимает свое место и роль в игре. В этот период важно, чтобы каждый ребенок испытывал эмоциональный подъем. Достичь его можно, формируя игровые задачи, находя пути творческого их решения и продвигаясь по пути к индивидуальной цели.

Заключительный период необходим для того, чтобы перевести полученный участниками игровой опыт в опыт социальный. Наиболее частая форма достижения целей заключительного периода в Нити Ариадны - анализ. Обсуждение итогов игры в отрядах, а также открытый аналитический разбор игры мастерами, позволяют ребенку осознать значимость происходивших на смене игровых процессов.

Теперь перейдем непосредственно к принципам игровой смены. Начнем с рассмотрения виртуальной и реальной частей игры.

Виртуальная часть игры-эпопеи представляет собой взаимодействие участников по средствам игровых предметов – символов. Например, в шахматах соперники состязаются друг с другом на основе передвижения фигур. За каждой такой фигурой, по правилам, есть определенные правила использования. Если переводить опыт шахмат на игру-эпопею, то в последней своего рода "шахматной фигурой" может стать каждый игрок. Например, отыгрывая безымянного воина в ходе виртуального сражения. Важно то, что судьбы безымянного воина и игрока не связаны, а значит события, произошедшие с первым, никак не отражаются на втором.

Поле виртуальной игры - воображение участников. Так, на руках у игрков могут быть карточки, символизирующие те или иные ресурсы, армии солдат, различные технологий, деньги и прочее. В то же время в воображении участников они продают руду, перемещают войска, создают инновации и расплачиваются огромными суммами. Со стороны происходящее выглядит, как обмен карточками, но в воображении процесс воспринимается совершенно по-другому

Другое дело реальная игра. Она предполагает непосредственное взаимодействие игроков друг с другом. Взаимодействие осуществляется в рамках игровых ролей и персонажей. Чтобы взаимодействие происходило, игроку необходимо воспользоваться игровыми средствами. Реальная игра отображает социальные и правовые отношения, внутреннюю и внешнюю политику, а также культуру.

Виртуальная и реальная игра тесно связаны между собой. Последствия решений, принятых в рамках реальной игры, могут иметь влияние на процессы, происходящие в виртуальной. Это также может работать наоборот.

Ниже приведена организация игрового дня на смене:

1) Неигровое время - прием пищи, гигиенические процедуры, внутренняя жизнь временного объединения.

2) Игровое время.

3) Сумерки – период общения внутри игровых групп и консультаций с организаторами игры - «мастерами». Проходят приблизительно за 1 час до начала игрового времени и по его завершению.

Реальная и виртуальная игра осуществляются с помощью игровых средств. Такими средствами, например, являются документы, игровое оружие, деньги и ресурсы. Некоторые из особенных возможностей игроков можно также отнести к игровым средствам. Одни из них используются в виртуальной игре, другие – в реальной, третьи – в той и другой.

Переход между "пожизневой" ситуацией лагеря и игровым миром происходит через приобретение участником игрового персонажа и соответствие им характеру придуманного героя. Индивидуальность каждого отдельного игрока строится на его имени, возрасте его персонажа, его характере, возможностях, которые он имеет, его истории. Существует еще один аспект, формирующий индивидуальность каждого подростка - игровая профессия.

Территория лагеря условно делится на три категории: неигровые области, в которые входят жилые комнаты, столовая, санузлы, хозяйственные постройки и прочее; локации виртуальной игры где происходит моделирование той деятельности, которую невозможно реалистично отразить в реальной игре; и локации реальной игры, на которых взаимодействие осуществляется вживую и используются конкретные модели.

Игровые локации - это отдельные участки игровой территории, где игроки взаимодействуют наиболее интенсивно. Часто их ассоциируют с профессиями персонажей на игре. Например, локация дипломатов или локация военных. Все площадки можно условно разделить следующим образом: общие для игроков обоих центров, для игроков одного центра, для игроков определенной профессии в рамках одного центра, для игроков определенной игровой группы.

Игровые площадки, как уже указывалось, можно также разделить на площадки реальной игры и виртуальной игры.

Другие публикации

Подпишись на нашу рассылку

Спасибо!