Блог

Мастерский отчет. Третья летняя смена - 2019 "Фоллаут. Цивилизация"

Это была уже 5-ая смена в мире Фоллаута - однако, первая смена детского лагеря в «новой серии». Эта история отличалась тем, что мир был максимально построен на каноне компьютерной игры.

При поиске педагогической цели для игры мы обратились к нашему настоящему. Что неудивительно — угроза новой войны сейчас беспокоит очень многих. Наши мысли долго крутились вокруг судьбы цивилизации, вклада человека в усугубление мирного положения на планете и насилия как такового.

В результате долгих поисков мы пришли к такому понятию как «милитаризация повседневности». В оригинальном значении - это такое состояние общества, при котором ценности военного и мирного времени присутствуют одновременно и не разделимы.

Итоговая цель игры звучала так: «Замотивировать участников на критическое осмысление милитаризации повседневности». И вот как мы этого добивались.

Во-первых, мы создали и погрузили игроков в мир, построенный на милитаризме, насильственных методах, угнетении. Каждая из локаций на начало игры содержала в своем сюжете и механизмах фокус на угнетении других людей и приоритете работы на военную машину. Однако игроки имели возможность изменить ситуацию.

Во-вторых, в рамках сюжета все участники были поделены на две враждующие группировки: Анклав и Братство Стали. Фракции обнаружили в заброшенном бункере геном полностью здорового человека, за который и велась борьба. Игроков мотивировали воевать - за особенные «милитаристские» поступки на торжественных построениях им вручались звезды и звания, они вступали в ряды группировки, повышали свои ранги.

В какой-то момент появлялись игроки, предлагающие изменения - например, в Капитолии (локации, где игроки занимались поддержанием уровня угнетения в семьях). Но многие из ребят не понимали, зачем это делать, зачем лишать себя работы, ведь если не будет угнетения — не будет пользы от локации? В итоге Капитолий все же прекратил пагубно влиять на семьи, однако ничего взамен этого его работники придумать не смогли и просто покинули локацию. Было видно, что игрокам тяжело меняться: в их картине мира игры насилие, милитаризация повседневности и угнетение устоялись как что-то незыблемое.

Но тут в игре начали появляться гули. Изначально жители пустоши с опаской относились к этим существам, и первые их появления закрепили за ними плохую репутацию. Однако позже стали появляться разумные гули – мастера выбрали их из тех игроков, кто более тяготел к миру и ненасилию. Гулям предстояло попытаться изменить пустошь, освободить её от насилия или хотя бы защитить свой народ и тех, кто примкнул к ним.

Гули в нашей игре – это метафора некой миротворческой организации, которые существуют и в нашей реальности. Несмотря на активную деятельность этих организаций, общая картина мало меняется – войны всё еще ведутся, оружие создается и продается и т.д. Однако их вклад, как и вклад гулей, нельзя назвать бесполезным для Вечности. Будущее мира будет совершенно ужасным, если даже такой вклад не будет вноситься в историю.

Гулям было сложно играть, ведь их не замечали, дискриминировали, угнетали. И, несмотря на это они продолжали до конца нести свои идеи, за что большое спасибо им, без них этот «эксперимент» не случился бы.

В конце игры все жители Пустоши разделились: кто-то пошел за гулями, а кто-то остался обслуживать военно-полицейский аппарат. По итогу те, кто остался с оружием в руках – уничтожил гулей и всех, кто был с ними. Погибшие попали в пространство между мирами и увидели свой вклад в Вечность. А военные получили свои награды и закончили свою игру у братской могилы, где лежали они, их прошлые и будущие сослуживцы.

Тема, как мы и ожидали, оказалась сложной для реализации и понимания участников. Тем не менее, среди ариаднят есть те, кто уже сейчас начал активно бороться с милитаризацией повседневности. Конечно, не все смогли полностью прочувствовать и до конца понять все ужасы войны и угнетения в нашей жизни. Но мы надеемся, что теперь ребята знают об этом чуть больше – и, столкнувшись с такими проявлениями в повседневной жизни, вспомнят пережитый в игре опыт и смогут дать достойный отпор!

Удачи и до новых постапокалиптичных встреч!

Главные мастера Марина Кулишова и Анна Захарова.

Другие публикации

Подпишись на нашу рассылку

Спасибо!