Блог

Мастерский отчет. Осенняя смена - 2018 "Дом, в котором поют жесты..."

Получается, что это был наш четвертый «Дом, в котором…»


Уже четвертый, но мы пока даже не начали говорить о том, что должен быть когда-то последний. Он не надоедает. Он очень живой.



И еще получается, что Дом всегда открывает сезон детского лагеря. Только что закончилось большое лето, и у нас, совершенно выгоревших за время четырех смен, вдруг, как у феникса, вырастают новые крылья. Осень – это время новых проб, чаще всего театральных.


Ну, потому что театр – это моя профессия и моя большая вера. И я знаю, что у нас театр приобретает свою настоящую силу, потому что он не ограничивается обветшалыми традициями и чьими-то, даже самыми массовыми, представлениями.



В этот раз наша самая рискованная и важная проба была почти скрыта от глаз родителей и ариаднят. Мы попробовали с места в карьер запустить бирюзовый уровень управления организацией («горизонтальное управление»). Просто говоря, в этой системе отсутствует иерархия, а контроль распределяется горизонтально – все контролируют всех.


Немного похоже на коммунизм в своем идеалистическом изводе, но это не коммунизм)



Подробнее о бирюзовых организациях – отсылаю вас к простой и вдохновляющей книге Фредерика Лалу: https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/novyj-vzglyad-na-organizacii/



К чему это всё привело в результате?

  • Впервые на игре работал огромный открытый мир, поделенный на три зоны: Дом, Наружность и Изнанка (ну, и все-таки я отдельно выделяю Лес). У каждой зоны был свой мастер, от начала и до конца ведущий свой пласт, без контроля главного мастера.
  • Новую волну развития получила работа с сеттингом: Дом ожил с помощью многогранного художественного концепта театральной художницы Ани Захаровой: обветшалый картонный Дом, великолепная графичная черно-белая Изнанка, Лес, пахнущий настоящей листвой.
  • Отрядные процессы получили новый импульс развития. Так, огоньки Второй группы представляли из себя полноценные перформансы театрального режиссера Артема Томилова. Огоньки Пятой группы – мини-ролевые игры от Дани Грина, которые в переработанном виде поразили жюри конкурса вожатых-дебютантов Ассоциации программных лагерей Петербурга. Даня занял второе место.
  • Мне кажется очень важным, что, как это и полагается в бирюзовой парадигме, локации, которые по тем или иным причинам «не взлетели», перерождались в игровые посиделки с чаем и гитарой, на которых ребята в игровой форме общались друг с другом, реализуя свою, может быть, самую необходимую на сегодняшний день потребность в живом общении.

Были и другие важные для нас вспышки, но они больше касаются внутренних процессов и вряд ли будут интересны широкой публике.

Еще из новенького


В самом начале работы мы определили форму, как бы назвали жанр – «тактильный перформанс». Я представлял это как широкомасштабное театрализованное действо, связанное с контекстом современного искусства.



Эта амбициозная задача по моим оценкам нами была не вполне проявлена. Может быть, мы испугались, натыкав снова наших классических локаций, то тут, то там со страху вставляя то профориентацию, то квесты.



Однако везде мы старались проявлять перформативность – то есть смотреть на существование здесь-и-сейчас и на реальный жизненный опыт как на часть ролевой игры. Кое-где эта задача себя проявила весьма любопытно.



Например, чтобы перейти из игрового пласта «детство» в пласт «наружность» (взрослый мир), можно было послушать любое количество представленных на специально организованной локации «Граница» записей. Эти записи издавались из свисающих с потолка наушников и представляли из себя реальные жизненные истории вожатых о своем взрослении. Пробыв на Границе любое количество времени, игрок отправлялся к привратнику, с которым происходила беседа об услышанном. В зависимости от доводов и аргументов игрока, он попадал либо в детский пласт игры (обратно), либо во взрослый.



И еще пример, о котором вспомнят, полагаю, все участники. Это Изнанка, которая во многом состояла из мини-перформансов, придуманных игротехническим отрядом.



Это одна из самых важных вещей – игротехнический отряд. Это ребята, которые до смены, еще в городе, работали над Изнанкой, придумывали отдельные части игры. Ребята, которые блестяще сыграли ключевые роли – но так, чтобы всем игрокам было интересно находиться рядом.



Каждый игрок сейчас с улыбкой может вспомнить мэра, его дочь, Мавра и Черепа, других жителей Дома и Изнанки, которые были сделаны самими ребятами.



Это важно для нас – когда ариаднята делают игру для других ариаднят. Это и опыт, и атмосфера будущего горизонтального мира, где все верят в возможности друг друга и свободно двигаются на встречу своему жизненному предназначению (то есть реализуют свои таланты).



Сам перформанс мы посвятили теме детства как ресурса, то есть постоянной возможности обратиться к опыту детства как к собственной поддержке, которая всегда со мной. В своей точной формулировке тема никак себя не проявила, зато наш перформанс зародил огромное количество мыслей о взрослении, о детстве как таковом, о том, что нельзя забывать ребенка внутри себя, о страхах вырастать и способах борьбы с ними. Посмотрите, что пишут сами ребята, в нашей статье по финальному анкетированию.



Спасибо большое Кристине Андриановой, Марине Кулишовой, тем мастерам, которых я назвал и не назвал в этом посте, игротехническому отряду, нашим участникам и, конечно, всем родителям.



До встречи в сером Доме следующей осенью.

Другие публикации

Подпишись на нашу рассылку

Спасибо!