Блог

Мастерский отчет. "Аниме. Кадеты Парадиза"

Будучи педагогом, художником и геймдизайнером, мне, как и всей команде авторов, предстояло прежде всего разобраться, как и о чём сегодня уместно говорить с подростками на языке игры?

Подготовка к смене "Аниме. Кадеты Парадиза" началась задолго до лета с изучения трудов Ханны Арендт, культовой мыслительницы 20 века, глубоко изучавшей феномен фашизма, его зарождение, механизмы Холокоста и послевоенные процессы. По чистому совпадению, Арендт задаётся вопросами, которые вполне могли бы возникнуть в головах сегодняшних россиян. В книге «Банальность зла» она касается истории немецкого сержанта Шмидта, который в течение долгого времени укрывал евреев от своих сограждан, и, в итоге, был казнён. Аренд пишет: «Зал суда погрузился в полную тишину: могло показаться, что публика в едином порыве решила проявить дань уважения человеку по имени Шмидт минутой молчания. И в эти несколько минут, как внезапная вспышка света в кромешной, непроглядной тьме, возникла всего одна ясная и не нуждающаяся в комментариях мысль: как совершенно по-иному всё могло быть сегодня в этом зале суда, в Израиле, Германии, во всей Европе и, наверное, во всем мире, если бы таких историй было больше».

Задаваясь вопросом об опоре, на которую можно было бы положиться во времена процветания зла, Арендт обращается к феномену совести.

Виктор Франкл называл совесть «органом смысла», особой человеческой способностью заглядывать в суть каждой конкретной ситуации и, используя этот орган, ощущать правильное решение. Плохая новость тут заключается в том, что механизм чересчур тонкий, и человек, который не удостаивает его вниманием, практически теряет его. Не используемый телом орган атрофируется.

Франкл пишет о важности развития совести именно в детско-подростковой среде. Добавить сюда нынешнюю социальную ситуацию, в которой многие взрослые вынуждены идти наперекор совести из соображений страха, зависимости, ценностного кризиса, и проч.

Так перед нами вырисовалась тема – совесть и её голос, её предупреждения, её судилище. С судом совесть сравнивал Иммануил Кант.

У разработки была и другая задача – создать сеттинг, историю по мотивам манги Х. Исаямы «Атака Титанов». В свете большой популярности произведения в этом году мы впервые запустили сразу две смены подряд по одному материалу. Конечно, цикл сразу планировалось продолжать на будущий год, поэтому историю необходимо было разделить. На нашей смене случился непосредственно старт всего цикла, поэтому игроки стали кадетами 104 кадетского корпуса, представителями пяти городов человечества, желающих встать на защиту мира от страшных неразумных монстров – титанов.

Невозможно описать весь огромный механизм десятидневной игры, поэтому я сосредоточусь на главной модели, основном содержательном процессе.

В первые дни смены среди ребят было отобрано десять игротехников, которым были поручены роли голосов. Каждый персонаж в игре состоял из двух ролей – сознания (роль игрока) и голоса (роль игротехника). Встреча сознания с голосом происходила ежедневно, и в ходе такой встречи сознание должно было принять решение, а голос старался склонить к решению правильному. Решения эти были самыми разнообразными, но носили обычно характер морального выбора. Например, навредить ли сопернику по соревнованию, чтобы выиграть? Поставить ли опыт на животном ради изучения нового лекарства? И так далее.

Может возникнуть вопрос, кто и как определял правильное решение?

По нашему замыслу встреча голоса и сознания, их живая дискуссия должны была так или иначе очертить правильное решение для конкретной ситуации. Затем уже игрок выбирал то, что ему подходило исходя из логики роли. Это, безусловно, не всегда могло быть и не всегда было решение «по совести». Но нам важно было создать механизм, который освещал хотя бы призрачное наличие правильного. Его можно ощутить, к нему можно прислушаться.

Другим воплощением темы совести в игре стали суды. Три игровых эпизода завершались тремя скачками в будущее, в судебный процесс, который происходил спустя годы после кадетского училища и большой войны. Она случилась позже в мире «Атаки титанов».

На этих процессах перед судом представали несколько персонажей, которые принимали наиболее яркие решения «не по совести». Администраторы, отправлявшие беженцев на каторжные работы, издатели и авторы пропагандистских материалов, учёные, злоупотреблявшие опытами на животных, и проч.

Каждый суд являл собой небольшой перформанс, в котором слово получали, конечно, сами подсудимые, их защитники, прокурор с секретарём, судья и голоса персонажей.

Лично для меня суды стали самыми откровенными моментами игры прежде всего потому, что оправдания и вообще речи подсудимых иной раз слово в слово напоминали речи другого подсудимого, записанные Ханной Арендт на процессе Адольфа Эйхмана, архитектора Холокоста.

Таким образом, игра в 104 кадетский корпус, наполненный голосами совести, привела нас к проступившей на наших глазах банальности зла.

Перед нами стояла важная и сложная задача: чтобы ребята увидели, к каким катастрофам может привести «молчаливое согласие большинства», чтобы они приняли свой игровой опыт как повод для исследования влияния каждого отдельного решения на мир. И чтобы оценили ту сложность, которая стоит за решением «по совести». Последствия, которые стоят за решениями конформными.

Нам было важно, что некоторые ключевые подсудимые после игры озвучили, что чётко разделяют себя и персонажа, что категорически не поддерживают решения своих героев и понимают их злую природу. Думаю, это было ценно услышать и другим участникам, тем, кто в ходе судов находился во мраке аудитории.

Финальное анкетирование показывает, что игроки не только смогли поразмышлять на тему совести, но и осознали её важность для человека. Некоторые нашли новые опоры в принятии сложных решений. Другие осознали значимость внутреннего голоса – голоса совести.

Выражаю огромную благодарность игрокам, родителям ариаднят, команде соавторов, а также сообществу геймдизайнеров РМЛ, в недрах которого родилась идея главной модели. Благодарю Ханну Арендт, Виктора Франкла, всех людей человеческой культуры и культуру вообще – огромную ценность, которой очень не хватает наших внимательных взглядов.

Другие публикации

Подпишись на нашу рассылку

Спасибо!