Блог

Атрибуты сюжетно-ролевых игр

В этой статье мы расскажем о том наборе атрибутов, которые включает в себя сюжетно-ролевая игра в детском лагере.

Фундамент

Начнем с фундамента. Цель педагогической деятельности в лагере - всестороннее развитие ребенка. Из этого следует, что сюжетно-ролевые игры, как часть лагерных мероприятий, должны создаваться и проводиться для привнесение пользы участнику. Игры можно проводить и в развлекательных целях, однако для педагогической цели полезнее будет создавать для игры прочный идейный фундамент.

Игры могут проводиться как для любого возраста, так и с возрастным ограничением. В лагере это чаще связано со сложностью игровго процесса, нежели с контентом игры. Например, старший возраст сможет сыграть в произведение по какой-то классической книге, а младший нет.

К атрибутам, входящим в этот фундамент, можно отнести идею. Идея игры - определяющая мысль, которую авторы заложили в свое произведение. В игре на основе идеи строится игровой процесс и сюжет. Некоторые мастера сюжетно-ролевых игр также прибегают к термину «сверхидея игры». Он обозначает совокупность тех идей, которые включены в произведение, а также целей, которые авторы хотят достичь игрой.

Контент

Перейдем к контенту игры. У каждого участника есть роль, которая либо задается разработчиком, либо создается самим игроком в процессе. Роль может быть описана в отдельном документе, который ребенок получит на руки перед началом игры, а может быть рассказана участнику на словах.

В наших играх фигурирует еще один атрибут – персонаж. Это воображаемый человек или существо, жизнь которого проживает участник во время игрового процесса. Отличие персонажа и роли в том, что роль подразумевает конкретные ожидания от деятельности игрока, предполагает какую-то активность. Персонаж же – это самодостаточный индивид.

Каждый персонаж в игре преследует какие-то цели. Столкновение целей и интересов двух и более персонажей порождают конфликт, который также является одним из атрибутов сюжетно-ролевых игр. Конфликт помогает игре двигаться вперед, поддерживает ее динамику. Однако конфликт не может быть полноценно реализован без борьбы, которая за ним идет. Борьба может выражаться в разных формах: это может быть бой на мечах, ораторский поединок, конкуренция корпораций за ресурсы и так далее.

Конфликт

Чтобы конфликты могли «сыграть», в играх существуют механизмы. Механизм – средство, с помощью которого реализуется конфликт. Например, может быть механизм сражения или механизм ведения переговоров. То, как каждый механизм работает, описано в правилах игры.

Механизм часто работает с помощью каких-то предметов. Например, чтобы сразиться на мечах, нужны мечи. Объектом механизма может выступать что угодно, начиная от реквизита, требующего специального изготовления, заканчивая игрушкой, которую вожатый купил в обычном магазине до смены.

Правила игры включают в себя большую часть игрового движка. Движок - совокупность существующих и потенциальных механизмов, а так же способы их запуска.

Итоги

Таким образом, соединяя информацию выше, выводим следующее описание атрибутов ролевой игры в детском лагере. Игра имеет идею, которую она преследует и о которой хочет поговорить с участниками. У игроков есть пероснажи, т.е. воображаемые герои, за которых играют дети. Каждый персонаж имеет роль, его позицию в игровом мире. Основываясь на истории персонажа и роли, разработчик ставит перед участником те или иные цели.

Эти цели противоречат интересам хотя бы еще одного другого игрока. Это нужно, чтобы рождался конфликт. Конфликт помогает игре быть динамичной, но он не сможет реализовать себя, если стороны не будут бороться друг с другом в той или иной форме. Эти формы борьбы определяются механизмами, которые авторы заложили в игру. Механизмы объединяются в движок и помещаются в правила, полностью или частично. Игрок читает правила и понимает, каким образом он сможет достичь целей своего персонажа.

Другие публикации

Подпишись на нашу рассылку

Спасибо!